Повышение квалификации педагогических работников – это целенаправленный процесс, ориентированный на постоянное совершенствование профессионализма, развитие мастерства и формирование новых навыков педагогической деятельности.
Повышение квалификации
Повышение квалификации
От качества деятельности педагога, его квалификации, навыков креативного мышления зависит эффективность процесса организации педагогической работы и качество образования учащихся. Это обуславливает необходимость постоянного повышения квалификационного уровня педагогов. Повышение квалификации представляет собой с одной стороны процесс, а с другой – результат образовательного процесса. Профессиональное обучение педагога входит в систему образования страны, предоставляя возможности реализации права на непрерывное образование, которое можно получать в течение всей жизни, независимо от пола и возраста. Квалификационные курсы можно пройти при наличии конкретного уровня образования.
Виды и формы повышения квалификации
Существует две основных формы повышения квалификации педагогов:
Форма самообразования. В этом случае, работник самостоятельно изучает теоретический и практический материал, самосовершенствует свои навыки и способности, разрабатывает новые способы организации учебно-воспитательного процесса. Форма организованного стороннего профессионального обучения. При этой форме организации, работник повышает свою квалификацию путем прохождения:
Краткосрочных курсов – до 72 часов;
Долгосрочных курсов – свыше 72 часов;
Дистанционных курсов, удаленного обучения;
Накопительной системы повышения уровня квалификации (конкурсы профмастерства, мастер-классы, научные конференции, проблемные семинары, индивидуальное самообразование).
Различные курсы повышения квалификации нацелены на обучение по специализированным программам. Они могут быть разной временной продолжительности в зависимости от объема материала, предметной области, тематики и целей обучения.
Дистанционное обучение проводится организацией при невозможности организовать реальное обучение и необходимости донести новую информацию (например, инновационные методики преподавания, порядок организации урока) до работников.
Накопительная система обучения состоит из комплекса учебных программ, которые выбираются работником самостоятельно по конкретному направлению повышения квалификации. Работник обязательно должен включить в состав своей программы обучения вариативный и два инвариативных раздела. Они включают в себя программы обучения, содержащие информацию о фундаментальных проблемах развития современной системы образования, психологические и педагогические теории, применение информационных ресурсов в образовательной сфере, а также информацию, касающуюся непосредственно глобальных проблем конкретного дисциплинарного направления обучения.
Основные направления деятельности:
1. Аналитическая деятельность:
- мониторинг профессиональных потребностей педагогов;
- создание банка данных о педагогическом коллективе школы;
- изучение и анализ состояния и результатов работы школьных методических объединений учителей-предметников;
-сбор и обработка результатов учебно-воспитательного процесса;
-изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
2. Информационная деятельность:
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, методической и т.д.);
- ознакомление педагогов с новинками педагогической, психологической, методической литературы;
3. Организационно-методическая деятельность:
- методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой период;
- планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов;
- участие в разработке элективных курсов для организации предпрофильной подготовки;
- подготовка и проведение научно-практической конференции, семинаров.
4. Консультативная деятельность:
- организация консультаций для педагогов;
- популяризация инновационной деятельности;
- консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
Повышение квалификации
Направления методической работы:
- Работа педагогического совета.
- Работа по единой методической теме.
- Работа школьных методических объединений учителей-предметников.
- Работа с молодыми специалистами.
- Организация и проведение семинаров, конференций.
- Повышение квалификации учителей, их самообразование.
- Обобщение передового педагогического опыта (сайты педагогов).
- Аттестация педагогических работников.
Виды и формы повышения квалификации
- стажировка, курсовая переподготовка;
- краткосрочные курсы повышения квалификации объемом до 72 ч;
- курсы повышения квалификации объемом свыше 72 ч;
- дистанционные курсы повышения квалификации;
- накопительная система повышения квалификации;
- участие в конкурсах профессионального мастерства, в работе проблемных семинаров, научно-практических конференций, мастер-классов и др.;
- организация индивидуальной работы по самообразованию.
Курсы повышения квалификации
- Форма обучения
- Дистанционная
- Категория
- -
- Длительность курса
- 600 ч.
Программа профессиональной переподготовки предназначена для подготовки учителей изобразительного искусства с присвоением квалификации «учитель изобразительного искусства».
Цель реализации программы: формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в области преподавания изобразительного искусства и присвоения квалификации «учитель изобразительного искусства».
Область профессиональной деятельности слушателей, освоивших программу профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство. Методические основы образовательной деятельности» является образование. Объектами профессиональной деятельности слушателей, освоивших программу, являются: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы. Виды профессиональной деятельности: педагогическая; воспитательная; развивающая; культурно-просветительская; научно-методическая; организационно-управленческая.
Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство. Методические основы образовательной деятельности» построен по модульному принципу, что позволяет успешно решать задачу формирования у слушателей знаний, умений и навыков, необходимых для ведения профессиональной деятельности. Курс состоит из следующих модулей:
Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности.
Психолого-педагогические основы образовательной деятельности.
Предметно-методический модуль.
Контрольно-оценочный модуль.
В структуру модуля входят учебные дисциплины, раскрывающие его содержание. По итогам освоения каждой дисциплины проводится промежуточная аттестация (дифференцированный зачет), цель которой определить уровень сформированности компетенций слушателей по итогам освоения учебных дисциплин в рамках каждого модуля. Основным видом промежуточной аттестации является тестирование. Уровень освоенных компетенций слушателей в рамках промежуточной аттестации оценивается в соответствии со следующей шкалой: «отлично» - 90-100% правильных ответов; «хорошо» - 70-89% правильных ответов; «удовлетворительно» - 55-69% правильных ответов; «неудовлетворительно» - 54% и менее правильных ответов.
Слушатели, поступающие на обучение по программе профессиональной переподготовки, должны иметь
1) высшее образование, подтверждаемое документом государственного образца
или
2) среднее/высшее профессиональное образование, студенты последнего курса колледжей, техникумов, ВУЗов (в этом случае документ о профессиональной переподготовке будет выдан вместе с основным дипломом).
Слушатели, успешно освоившие содержание учебных программ, выполнившие все требования учебного плана и успешно прошедшие все предусмотренные программой промежуточные аттестации, допускаются к сдаче итогового междисциплинарного экзамена.